logotype
Paintings by Russian artists.
image1 image2 image3 image4 image5 image6 image7

Творчество Мокрицкого.

автопортретАполлон Николаевич Мокрицкий (1810-1870 гг.) – русский живописец, мастер портретного жанра. Любимец Брюллова и Венецианова, воспитал известных живописцев Прянишникова, Перова, Шишкина, Маковского. Сам Мокрицкий, малоизвестен как художник, хотя при жизни был востребованным художником.

Николай Мокрицкий (отец художника) работал почтмейстером. Денег на большую семью не хватало (у него было 5 сыновей). После того как перед Аполлоном вздыбился конь, он стал заикаться и боялся даже выходить из дома. Много времени ему уделяла мать, Ульяна Даниловна Григорович, художница-самоучка. Это была его первая учительница рисования.

Василий Иванович Григорович (двоюродный брат матери Аполлона) сыграл немалую роль в обучении и карьере художника. С 1829 года Григорович становится конференц-секретарем Санкт-Петербуржской Академии художеств. Заслужил там звание профессора. В Академии получил авторитет, как преподавательского состава, так и учащихся.

В 1818 году Аполлона отдали в школу воспитания для небогатых дворян. В 1824 году Григорович помогает зачислить его в Нежинскую гимназию. Капитон Степанович Павлов, получивший звание академика в Академии художеств, преподавал художественное искусство в этой гимназии. Он передает Аполлону навыки по рисованию портретов.

В 1831 году Мокрицкого зачисляют “сторонним учеником” в Санкт-Петербургскую Академию (не без участия Григоровича). Аполлон имеет возможность копировать работы великих живописцев в залах Эрмитажа (билет ему дает Григорович). Венецианов берет Аполлона в свой класс. Он зарабатывал на рисовании портретов, и давал заказы своим лучшим ученикам. Мокрицкий, в основном, рисует аристократов, которых стеснялся Венецианов.

В 1834 году в Эрмитаже была выставлена картина БрюлловаПоследний день Помпеи”. Увидев это восхитительное полотно, Мокрицкий стал скрупулезно изучать работы Брюллова.

В 1834 году, Аполлон выставляет несколько портретов на Совет Академии, за эти работы Мокрицкого принимают в класс Воробьева. Он становится полноправным учеником в Петербургской Академии художеств. Но с Воробьевым у него складываются сложные отношения.

На очередной конкурс в Академии Аполлон выставляет Пузино Поликарп Ивановичтекст
картину “портрет Пузино Поликарпа Ивановича”, за которую получает 2-ю серебряную медаль.

Мокрицкого снова ждет удача в 1835 году. Из Италии возвращается Брюллов и поступает работать в Санкт-Петербургскую Академию. Аполлон переходит в его класс. Брюллов в нем души не чает. Мокрицкий не просто мог зайти к нему в любое время, он даже был с ним на прогулках и у его друзей.

Брюллов и Венецианов были друзья, но в искусстве были разных взглядов. Венецианов находил суть объекта и изображал его без прикрас, а Брюллов в этом же объекте находил красоту и изображал ее. Как у Мокрицкого сочетались эти два идеала вместе?

Девушка на карнавале Мария ДжиоллитекстВ 1839 году Мокрицкий влюбляется безответно в итальянскую актрису Франческу Джолли, увиденную им на сцене в Петербурге, начинает писать ее портрет. Уже потом в 1845 году, встретив ее в Риме, пытается безуспешно продолжить знакомство с ней. Но портрет, все же, заканчивает.

В 1839 году Мокрицкий за полотно: “Римлянка, кормящая грудью отца”, получает вторую малую золотую медаль, дающая Аполлону право на пенсион в Италию. Это было его мечтой, но стажировка могла состояться только через 3 года. Трудно сказать, почему было такое положение в Академии?

В 1839 году Аполлон уезжает в Украину, хочет создать в Киеве филиал Петербургской Академии, но время для этого еще не пришло.

Прокопович, друг по гимназии, предложил Аполлону переехать в Житомир. Город стал губернским, поэтому много новых чиновников, желали сделать себе портреты. Мокрицкий, по совету своего друга едет в Житомир и не прогадал. У него было так много заказов, что он стал делать портреты по высоким ценам. Заработал большие деньги, которые могли зарабатывать только очень знаменитые художники.

Мокрицкому очень хотелось в Италию, туда, где работал Брюллов, он готов был ехать даже за свой счет, без пенсиона.  Разрешение он получил в 1841 году, но с условием, что будет работать на разведку.

В Италии он учился у Овербека,  создавшему в Риме“Союз Луки” — творческое объединение художников, посвятивших себя христианскому обновлению искусства. Аполлон хорошо знал немецкий язык, поэтому заслужил любовь и уважение. Овербек часто отдавал писать портреты своим ученикам. Аполлону часто доставались портреты туристов, приехавших из России.

Вилла Фальконьери во ФраскатитекстАполлон много писал пейзажи, но только для того, чтобы научиться создавать задний план в своих полотнах. Пейзажи получались у него прекрасно. Вот один из его пейзажей тех лет “Вид на Виллу Фальконьери во Фраскатти”.

Мало сохранилось пейзажей Мокрицкого, может потому, что не считал их достойными произведениями?

В 1846 году возвращается в Петербург, только чтобы оформить документы на новую поездку в Италию. Получает заказ на роспись в церкви, но успел сделать лишь “Спасителя в терновом Венке” и “Скорбящую богоматерь”. Заработка хватило на поездку, а в Италии он уже был обеспечен хорошими заказами. Мокрицкий ездит по Италии, обеспечивая себе безбедное существование, создавая пейзажи и портреты, но Итальянецтекст
Итальянский пейзаж с античными руинами 1847текст


Рим захватывают революционеры. Поступает приказ от Николая
I, всех художников, стажирующихся в Италии, возвратить на Родину.

С 1849 года Аполлон Мокрицкий уже навсегда остается в России. В Санкт-Петербурге имеет неплохой заработок, делая портреты и копируя работы “Великого Карла”, которые имели большой спрос после его отбытия из России в Италию.

В 1849 за работу портрет Первосвященного Никанора, Мокрицкому присуждается звание академика.

портрет женытекстВ 1849 году Мокрицкий становится преподавателем в Москвское Художественное училище (благодаря своему покровителю Григоровичу). Здесь у него будут лучшие ученики, прославившие российскую живопись.

Не все так гладко было у Мокрицкого. Были несогласия с другим преподавателем Скотти. Если Мокрицкий учил учеников, что главное не сама натура, а содержание. Скотти на своих занятиях утверждал, что главное тщательное изучение натуры.

В 1856 Скотти уехал в Италию. На его месте оказывается Зарянко. Зарянко просто стал выживать Мокрицкого. Он требовал подражания натуре, отвергая свободное творчество, перспективу считал главной в любом рисунке. Его методику не признавали другие профессора. А для Аполлона это было настоящей трагедией, так как невозможно с ним преподавать было одинаковый предмет, тем же самым слушателям по-разному.

Заказывали портреты у Зорянко, а у Мокрицкого практически не было заказчиков, потому что их интересовало не качество портрета, а имя ее создателя. Зорянко в то время был модным художником.

Мокрицкий еще вел другие курсы. Лекции по “теории изящности”, читаемые Мокрицким, пользовались огромным успехом, было громадное число вольнослушателей.

Смерть Мокрицкого произошла от воспаления легких 26 февраля 1870. До последних дней он занимался преподаванием. Основная часть работ художника находится в частных коллекциях. Славу Мокрицкому принесли его заметки по Венецианову и Брюллову, а также его ученики, прославившие русскую живопись. 

Женский портрет-текстЖенский портреттекст


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КукольниктекстСемейный портрет брата Александратекст


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Римтекст

 

 

TEXT.RU - 100.00%

2017  Картины русских художников   globbers joomla templates